В России запустили первую электронную таможню
Реформа таможенного регулирования вчера вышла на новый этап — премьер-министр Дмитрий Медведев запустил первую в РФ электронную таможню. Всего таких центров будет 16, они будут обрабатывать все декларации, там же будут приниматься решения о выпуске товаров. К 2020 году в ФТС обещают автоматически регистрировать 99% деклараций и выпускать 64% товаров. Вопросы выпуска до подачи декларации и оплаты пошлин после выпуска, однако, потребуют уточнения норм и усиления контроля, предупредили вчера в Минфине.
Вчера в рамках Международного таможенного форума премьер-министр Дмитрий Медведев запустил первую в РФ электронную таможню — в Приволжском округе. Предполагается, что теперь все декларации в округе будут обрабатываться в одном месте (раньше их принимали на 53 таможенных постах). Через эту таможню проходит экспорт на $11,9 млрд и импорт на $7 млрд, отметил вчера глава ФТС Владимир Булавин. Всего стратегией ФТС до 2020 года предусмотрено создание центров электронного декларирования у восьми региональных, одной авиационной и семи специализированных электронных таможен. Им же будут переданы и полномочия по принятию решений о выпуске товаров (ранее этим занимались все таможни, теперь их полномочия будут ограничены фактическим контролем). Сейчас в стране действуют 672 места таможенного оформления.
Также Дмитрию Медведеву продемонстрировали процесс подачи электронной декларации. Помимо отправки документа он включает проверку условий ее регистрации — включая категорию риска импортера и таможенную стоимость товара. Автоматическая регистрация декларации занимает три минуты, выпуск — пять минут, рассказал Владимир Булавин. В этом году автоматически было зарегистрировано 35% деклараций и выпущено 22% (речь только о безрисковых поставках). К 2020 году первый показатель должен вырасти до 99%, второй — до 80% (либо 64% от всего объема деклараций). Число участников «зеленого» (безрискового.— “Ъ”) сектора в этом году составляет 7,8–8,2 тыс., тогда как в 2016 году их было всего 2,6 тыс., отметил глава ФТС. Сейчас на них приходится 60% деклараций и 80% таможенных платежей.
Также в ФТС рассказали о готовящейся стратегии таможни к 2030 году. Основной акцент в ней будет сделан на взаимное с таможнями других стран признание результатов контроля и уполномоченных экономических операторов. Пока их всего 185, но использование этого института будет расширяться, пообещал господин Булавин. Также в планах — создание единой инфраструктуры и системы прослеживаемости внутри таможенной территории ЕАЭС. В этом году ФТС и ФНС обещают запустить систему в качестве эксперимента.
После экскурсии Медведев отметил, что от внедрения новых технологий на таможне в выигрыше будет и государство, и бизнес: процедуры станут более прозрачными и быстрыми. Опасения же бизнеса в связи с возможными ошибками при электронном декларировании в ФТС пока планируют снимать за счет создания крупного центра обработки данных и запуска горячей линии. Помимо этого обещано открытие 32 новых пунктов пропуска на границе, в первую очередь на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Однако пока в правительстве не готовы отказаться от приоритета фискальной функции ФТС. По словам замминистра финансов Ильи Трунина, «учитывая цели, которые стоят перед правительством, Минфин будет с вниманием относиться к администраторам бюджетных доходов».
Для реализации еще двух ключевых запросов бизнеса — расширения практики выпуска товаров до подачи декларации и введения возможности оплаты таможенных платежей после выпуска — потребуется принятие нормативных актов, дополняющих Таможенный кодекс ЕАЭС, отметил господин Трунин. По его словам, развитие института уполномоченных операторов, имеющих такие льготы, «пошло немного не в ту сторону», и, по мнению Минфина, подобный статус не должен покупаться (операторы должны предоставлять обеспечение в диапазоне от €150 тыс. до €1 млн). Оплата же после выпуска возможна, но сначала надо наладить контроль, заключил замминистра.
Коммерсантъ