Какие изменения принесёт новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
В нюансах таможенного и валютного регулирования и контроля разбирались нижегородские экономисты, юристы, бизнесмены, представители предприятий, которые ориентированы на экспорт продукции. Для них в Торгово—промышленной палате Нижегородской области организовали практическую конференцию. Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступит в силу уже 1 января 2018 года.
Экспортный потенциал
— Странам ЕАЭС мы уделяем особое внимание. Сегодня партнёрами Нижегородской области являются более 130 стран, — прокомментировал Максим Черкасов, и. о. министра промышленности, торговли и предпринимательства. — Правительство региона активно развивает эти отношения. Такая задача стоит и перед Центром развития экспортного потенциала Нижегородской области, который мы создали. Оказывается поддержка малым предприятиям с точки зрения осуществления экспортных операций, и принято решение в дальнейшем поддерживать крупные промышленные предприятия.
Организаторы семинара не только разъяснили нововведения, но и пообещали участникам конференции в конце года запустить горячую линию по вопросам таможенного регулирования.
Через полгода станет проще
Вопросов, кстати, немало. Причём не только у представителей бизнеса, но и у экспертов. По оценкам последних, на то, чтобы Таможенный кодекс заработал в полную силу потребуется переходный период, который составит не меньше полугода.
— Многие вещи с января не заработают, но к концу первого полугодия мы будем находиться уже совсем в другой ситуации,- заявила замглавы ФТС Татьяна Голендеева.
Другими словами, новый кодекс нужно вписать в российское законодательство, а для этого на федеральном уровне следует принять множество актов и постановлений.
Среди главных отличий нового кодекса — упрощение таможенных операций, что станет возможным во многом благодаря активному использованию электронных технологий.
Так, новый кодекс предусматривает развилку: либо поставщик использует процедуру автоматического декларирования, либо попадает под систему управления рисками. Однако чтобы регистрация прошла автоматически, она должна быть подана, как говорят эксперты, в «идеальном виде». Для этого потребуется нужная настройка программного обеспечения не только самой службы, но и того программного обеспечения, которое применяют поставщики. И всё же уже к 2020 году в Федеральной таможенной службе России рассчитывают в автоматическом режиме оформлять 64 процента деклараций.
Появится система категорирования. От неё будет зависеть, подвергнется поставщик проверке или нет. Оценивать будут по 40 критериям. Меньше проверок ждёт тех, кто попадёт в «зелёную» категорию. Пока что, по оценкам экспертов, в наименьшую группу риска входят почти 7 тысяч организаций, на которые приходится 67 % поданных деклараций. Впрочем, и здесь не всё так просто. Татьяна Голендеева привела пример, когда в одном квартале поставщик попал в «зелёную» категорию, а затем в группу риска, например, по таможенной стоимости. Дело в том, что система реагирует на декларации, в которых стоимость указана ниже, чем в профиле риска. Очевидно, что для таких ситуаций экспертам придётся прописать уточнения.
Контрафакт в посылке
Кстати, нововведения изучают не только бизнесмены, представители предприятий, но и обычные нижегородцы, которые привыкли делать покупки онлайн. Дело в том, что в новой редакции Таможенного кодекса ЕАЭС нет подпункта, который пресекал бы таможенные проверки на перемещаемые через границу товары, заказанные физическими лицами для личного пользования. Эти отправления — посылки, бандероли, конечно, проверяют и сегодня, но лишь на предмет запрещённых веществ: просвечивают, чтобы убедиться, что нет наркотиков, оружия, психотропных препаратов. С 1 января вашу посылку могут вскрыть, чтобы проверить, нет ли в ней контрафакта. Если окажется, что вещь, которую вы приобрели, имеет крутой лейбл, а на деле не что иное, как подделка, то у вашей покупки незавидная участь: её незамедлительно уничтожат.
Кстати, эксперты Высшей школы экономики в 2015 году провели исследования на контрафакт. Результаты впечатляют: общий объём незаконного оборота на обследованных рынках составил приблизительно 2,5 триллиона рублей. Доля в общем обороте розничной торговли — примерно 9 %.
Нижегородская Правда