Российские грузы уходят из Прибалтики
С середины апреля Россия вдвое сократила транзитные грузоперевозки через Эстонию, и эта новость вызвала в прибалтийской стране эффект разорвавшейся бомбы. Эстонская делегация срочно выехала в Москву на переговоры с чиновниками Минтранса
В Таллине опасаются, что сокращение нанесет сильный удар по местным портам и железнодорожному сектору. Россияне объясняют урезание грузопотока падением цен на нефть и, соответственно, сокращением спроса на ее перевозку.
Впрочем, прибалтам не привыкать терять российские грузы: еще в середине «нулевых», после истории с переносом «Бронзового солдата» в Таллине, Россия перевела нефтяной транзит в свои порты Приморск и Усть-Луга, оставив эстонских портовиков на голодном пайке. В прошлом году был резко сокращен грузовой транзит через Латвию. С тех пор отношение местных властей к русским, мягко говоря, не улучшилось. Поэтому эксперты прогнозируют дальнейшее падение перевалки российских грузов через Прибалтику.
Россия снизила железнодорожный транзит в направлении Эстонии наполовину - с 12 до 6 поездных пар в день. По словам главы железнодорожной компании Eesti Raudtee Сулева Лоо, сокращение транзита стало «драматичным и неожиданным», и это способно потянуть вниз весь эстонский транзитный сектор.
- Причины сокращения числа поездных пар - экономические. Нефть упала в цене, Россия стала производить меньше нефтепродуктов. Кроме того, она нашла для их продажи лучшие возможности в своих портах. Увы, все просто, и тут нет никакой политики, - констатировал Лоо.
Резкое уменьшение российского транзитного потока через Эстонию заставило местных экспертов заговорить о больших сокращениях персонала в местных портовых комплексах. Ведь еще до урезания железнодорожного транзита грузооборот 5 морских портов Эстонии (Таллин, Мууга, Палдиски, Пальясааре и Сааремаа) упал на 27% в сравнении с 2015-м.
- Если в ближайшие месяцы ситуация не выровняется, руководство порта будет вынуждено сократить расходы. В том числе и за счет работников, - заявил директор по развитию порта Палдиски Андрей Биров. В Таллинском порту выразили надежду, что этот удар для предприятия будет смягчен за счет пассажирских перевозок.
Опасения прибалтов, во многом живущих за счет российского транзита, понятны. Еще десять лет назад, в 2006-м, эстонская железная дорога принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки. В целом по Латвии и Эстонии услуг транспортировки и хранения грузов обеспечивают 8% ВВП, в Литве - 7,7% ВВП. Уход российского транзита для этих стран будет означать весомые бюджетные потери и сокращение рабочих мест. Эксперты компании KMPG подсчитали: в случае полной потери транзита из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1% - из 1,9 млн граждан работу потеряют 75 тысяч человек.
Впрочем, о полной отмене транзита из России в Прибалтику речи пока не идет. Хотя все последние годы Россия проводит последовательную политику вывода грузопотоков из портов и с трасс трех балтийских государств, перенаправляя их на свою транспортную инфраструктуру. Это приводит к позитивным для нас результатам: российские транспортники получают дополнительную работу, иностранные, напротив, ее лишаются. Аналитики называют это «бескровным и цивилизованным способом решения вопроса», позволяющим минимизировать «подкормку» недружественных РФ режимов.
За что страдают прибалты
Будучи ближайшими географическими соседями РФ, в большой политике Таллин, Вильнюс и Рига являются верными «младшими партнерами» Вашингтона. Они охотно размещают у себя базы НАТО (и даже просят разместить их еще больше). В прибалтийских городах при полном одобрении властей регулярно проводятся марши «ветеранов войны» - солдат и офицеров, воевавших во Вторую мировую с Советской армией на стороне фашистов. А местные экономисты периодически делают умозрительные расчеты (в миллиардах долларов) - сколько именно Россия должна им в качестве компенсации «за советскую оккупацию». Например, вчера глава латвийской «счетной комиссии» Рута Паздере сообщила: ущерб, нанесенный экономике Латвии из-за «советской оккупации», составляет 185 млрд евро.
Стоит напомнить: все то, что эстонцы, латвийцы и литовцы привыкли считать «национальным достоянием» - современные порты, терминалы и железные дороги, - они получили в наследство от Советского Союза. С середины XX века, когда «оккупация» Прибалтики была в разгаре, советская экономика вложила в развитие транспортной и портовой инфраструктуры прибалтийских стран миллиарды советских рублей (то есть сотни миллионов долларов). В итоге все это в 1991-м, с развалом Советского Союза, досталось прибалтам бесплатно.
С тех пор они бережно поддерживали свою инфраструктуру, ежегодно переправляли десятки миллионов тонн грузов из России в Европу (имея с этого немалые барыши) и параллельно - поддерживали миф о том, что все это богатство досталось им «по праву наследования».
Кстати, не меньшую прибыль приносили прибалтам и местные банки, в «лихие 1990-е» служившие тихой гаванью для российских же капиталов. По словам экономиста Сергея Васильева, только официальные вклады граждан РФ в уставной капитал латвийских компаний тогда превышали 400 млн долларов. А сколько еще российских капиталов работало в Прибалтике под маской всевозможных офшоров - не счесть! Был у наших соседей и еще один прибыльный вид бизнеса - тысячи «видов на жительство в Евросоюзе», проданных прибалтами россиянам за последние годы, принесли в местную экономику еще миллиард евро.
Впрочем, все это было бы вполне терпимо, если бы не политическая позиция руководства прибалтийских государств. Руководители практически всех правительств Эстонии, Латвии и Литвы в течение четверти века использовали любую возможность для того, чтобы побольнее пнуть Москву. Согласитесь: в такой ситуации было бы странно, если бы Россия не пыталась побыстрее перевести потоки нефти, газа, леса, угля и других грузов в свои пределы. Хотя бы для того, чтобы активизировать собственную экономику и перестать кормить тех, кто то и дело старается поставить нам подножку.
Грузооборот отступает по всем фронтам
Уход грузового транзита из Прибалтики постепенно стал для РФ сложившейся практикой. В конце 2014 года «Транснефть» объявила о своем отказе от услуг латвийских портов Риги и Вентспилса в пользу Приморска, Усть-Луги и Новороссийска. После распада СССР ежегодно из России в Вентспилс и Ригу поступали около 14 млн тонн нефтепродуктов и там переваливались. Примерно 7,5 млн шли через систему трубопроводов «Транснефти», а еще 6,5 млн - перегружались в цистерны для доставки портовым стивидорам.
Но в 2015-м изобилие для латышей закончилось: с февраля «Транснефть» начала постепенный разворот своих объемов в российские порты. Ситуация с гаванями однозначно развивается в пользу россиян. В 2015-м было объявлено о завершении строительства порта Усть-Луга, грузооборот которого еще в 2014-м составил 75,6 млн тонн, - это самый высокий показатель в регионе Балтийского моря.
А в начале лета 2015-го Россия запретила ввоз продукции рыбоперерабатывающих предприятий из Прибалтики. Кстати, еще в 2014-м знаменитые шпроты не попали в санкционный список РФ: Москва оставляла пространство для улучшения отношений. Но прибалты предпочли не заметить протянутой партнерской руки, оставшись в авангарде всех антироссийских инициатив Запада.
Стратегия грузовытеснения в последние год-два реально сказалась на работе портов Прибалтики. По предварительным данным, за 9 месяцев 2015-го оборот грузов, идущих через Таллинский порт, сократился на 21%. Грузооборот порта в Вентспилсе, столкнувшегося с сильной конкуренцией со стороны российского Приморска, за шесть месяцев прошлого года рухнул на 15%. При этом российские порты (Усть-Луга, Санкт-Петербург и Приморск) заняли лидирующие позиции среди гаваней Балтики по числу переваленных грузов.
В рамках общей политики начинают действовать и российские нефтяники. За девять месяцев 2015-го компания «Транснефтепродукт» сократила объем углеводородов, прокачанных по трубопроводам латвийского «Латространса», на 17,8% (834,8 тысячи тонн). А в начале этого года глава российского нефтегиганта «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов заявил: компания намерена продать свои активы в странах Балтии, объяснив это «антироссийскими настроениями местных властей».
По словам Алекперова, эстонское предприятие Lukoil Eesti уже продано, а активы в Латвии и Литве выставлены на продажу. Для справки: в Эстонии компания владела 37 автозаправками и контролировала 6% местного топливного рынка. Латвийской «дочке» «ЛУКОЙЛа» к началу 2015 года принадлежало 59 АЗС и около 7% рынка, литовской - 115 заправок и примерно 18% рынка. Для прибалтов это означает не только потерю транзита бензина, керосина, моторного масла т.д., но и уход крупного налогоплательщика.
Туманные перспективы
Политологи признают: надеяться на то, что власти Эстонии, Латвии и Литвы в обозримом будущем хоть как-то изменят свою антироссийскую позицию, бессмысленно. Более того - после украинского кризиса все они заняли выгодную для Вашингтона и НАТО позу «испуганных соседей России». После присоединения Крыма и начала войны на Юго-Востоке Украины в прибалтийских масс-медиа раскручивается истерия по поводу того, что «Россия вот-вот вторгнется и в Прибалтику». И хотя западные политики и эксперты прекрасно понимают, что шансы на подобное вторжение стремятся к нулю, НАТО периодически усиливает свое военное присутствие в прибалтийских странах.
Кроме того, именно прибалты активно вставляют палки в колеса крупнейшим российским проектам со странами ЕС. Лидеры Эстонии и Латвии, примкнув к полякам, активно раскручивают истерию вокруг строительства газопровода «Северный поток-2». Напомним: «Газпром» в сентябре 2015-го подписал с пятью европейскими энергогигантами соглашение о прокладке двух дополнительных газопроводов из России в Германию по дну Балтийского моря - пропускной способностью 55 млрд кубометров газа в год и стоимостью 9,9 млрд евро.
Но прибалтийские лидеры во главе с президентом Литвы Далей Грибаускайте делают все, чтобы затормозить его (а в идеале - и остановить). В феврале лидеры Эстонии, Латвии, Литвы и Польши написали специальное письмо в Еврокомиссию с просьбой заморозить прокладку газопровода.
- Газопровод между Россией и Германией не имеет коммерческого смысла, он является попыткой обойти Украину и получить рычаг давления на европейские страны. Вопросов к нему очень много, и, пока на них не будет ответа, этот проект не должен продвигаться, - заявила Грибаускайте.
Еще один фактор, играющий против Прибалтики - продолжающееся развитие российских портов. Так, в прошлом году власти Ленобласти одобрили сразу два проекта по развитию порта Усть-Луга. Первый - строительство завода «Балтийский СПГ» на участке площадью 364 гектара, рядом с которым «Газпром» намерен возвести и терминалы по перевалке сжиженного «голубого топлива».
Второй проект - создание промышленно-логистической зоны «Мультимодальный комплекс “Усть-Луга”». В его состав войдут зона таможенного хранения грузов, «Промышленная зона “Югантово”» и грузовой аэропорт. Да, на фоне текущего экономического кризиса эти проекты вряд ли будут реализованы быстро, но в том, что это произойдет, сомнений нет.
Конечно, Россия вряд ли станет обрывать абсолютно все экономические связи с государствами Балтии: как-никак мы - ближайшие соседи. Но, видимо, эти контакты постепенно будут сведены к минимуму. И это совершенно справедливо: глупо продолжать подкармливать тех, кто то и дело норовит плюнуть тебе в лицо. Так что российские грузопотоки через Эстонию, Латвию и Литву будут сокращаться и дальше - как по экономическим, так и по политическим причинам.
Общественный контроль