Железнодорожники объявили ценовую войну автомобилистам
Железнодорожники объявили ценовую войну автомобилистам, чтобы забрать у них часть грузов. С начала года транспортные компании перевезли всеми видами транспорта 1,3 млрд т грузов, что на 10% ниже уровня 2015 года
Промышленное производство в России в начале этого года продолжает падать. За январь–февраль выпуск продукции сократился на 0,7% по сравнению с прошлым годом, подсчитали в Росстате. Еще быстрее снижается спрос на услуги транспортных компаний, так как к спаду в промышленности добавляется еще и сокращение импорта — на 17%.
За январь–март транспортные компании перевезли 1,2 млрд т грузов, что примерно на 10% ниже уровня 2015 года. Из них железнодорожники перевезли 22%, а автомобилисты — 77% (оставшийся 1% грузов поделили моряки с авиаторами).
У железнодорожников, вопреки ожиданиям, I квартал выдался удачным: погрузка (объем перевозимых по железной дороге товаров) в феврале начала расти. Пока, правда, в отличие от автомобилистов, железнодорожники нарастили объемы на скромные 0,7%.
Этот успех конкурентов автоперевозчики объясняют ужесточением правил транспортировки тяжелых грузов по автодорогам. Тем не менее глава РЖД Олег Белозеров настроен не только закрепить, но и улучшить результаты.
Политика снижения
Впервые за многие годы железнодорожная монополия изучает возможности снижения тарифов, чтобы привлечь больше грузов, в том числе вернуть грузы, ушедшие ранее на автотранспорт. РЖД уже отменили экспортную надбавку к тарифу 13,4% на перевозку металлов, введенную при Владимире Якунине в конце 2014 года. Железнодорожники надеются, что в обмен на скидку металлурги не снизят объемы перевозок в сравнении с прошлым годом.
Металлурги, конечно, пообещали удержать объемы. Но они зависят от спроса, а он пока не радует. И объемы по итогам 3 месяцев ниже прошлогодних.
На снижение цены рассчитывают теперь и угольщики. На прошлой неделе глава российского правительства Дмитрий Медведев посетил Кемеровскую область, где провел совещание по проблемам угледобывающей промышленности. Губернатор Кузбасса Аман Тулеев не упустил возможности пожаловаться премьер–министру на высокие железнодорожные тарифы: мол, из–за них вся угольная промышленность не развивается. Дмитрий Медведев попросил главу РЖД найти способ, как снизить тариф на перевозку угля.
Для железнодорожников это очень острый вопрос, тарифы на уголь и так самые низкие. Уголь — основной груз для РЖД. Его доля в совокупном грузообороте железнодорожной монополии — 28%. То есть любое, даже несущественное изменение тарифа на перевозку угля отразится существенным сокращением доходов РЖД.
Главный конкурент
Железнодорожники готовы объявить ценовую войну автомобилистам, чтобы отнять у них грузы, которые ранее перешли на автомобильный транспорт. С середины прошлого года автомобилисты энергично везли металлолом в порты, хотя ранее металлы обычно перевозились по железной дороге.
Прошлый год для металлургов оказался неудачным: внутренние и экспортные цены на металлы упали до исторических минимумов, и компании экономили на всем, в том числе и на транспорте. В этой связи по инициативе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) железнодорожники обсуждают возможность давать грузовладельцам скидку на коротких маршрутах, до 3 тыс. км. Сейчас максимальная скидка, предусмотренная нормативными актами (железнодорожные тарифы регулирует ФАС), составляет 12,8%, а возможно, скидка достигнет 25%. Тогда железнодорожный транспорт сможет составить серьезную ценовую конкуренцию автомобильному, например, на самом загруженном маршруте Москва — Петербург.
Сегодня доставка груза из Петербурга в Москву по железной дороге и автомобилем стоит примерно одинаково — около 40 тыс. рублей.
"Если железная дорога снизит тариф, то это будет сильный удар по автоперевозкам. Часть грузов переместится на поезда, несмотря на то что автотранспорт доставляет груз на сутки быстрее, чем поезд, и в любое удобное время. Цену снизить мы не сможем. Мы уже работаем на пределе рентабельности. Некоторые компании сокращают подвижной состав, потому что не зарабатывают средств, необходимых на ремонт машин. Но спрос на перевозки все еще ниже предложения", — говорит Артем Баршай, генеральный директор ЗАО "Союзхимтранс–Авто".
Рост продолжится
Железнодорожники уже отвоевали у автомобилистов тяжелые грузы. С начала 2016 года из всей номенклатуры товаров стремительно нарастала перевозка не только пользующегося высоким спросом за границей российского угля, но и строительных грузов (см. "Изменение структуры грузов"). Спрос на транспортировку по железной дороге других товаров, включая нефть и нефтепродукты, продолжал падать.
Ирина Капитанова, заместитель директора ООО "Балтика–Транс", связывает увеличение погрузки на железной дороге с ужесточением штрафов за перевозку тяжелых грузов. "Новые штрафы за перевесы настолько критичны по сумме и строгости применения для автовладельцев (более 400 тыс. рублей за одну такую перевозку), что заставляют перевозчика хладнокровно отказываться от заказа", — говорит она.
Так, автомобилисты отказались от перевозки металла. "Возить его автотранспортом экономически стало менее выгодно", — добавляет эксперт. Рост объемов перевозки инертных стройматериалов, щебня в компании "Евросиб" объясняют активизацией инфраструктурного строительства, в том числе на Северо–Западе. В Global Ports отмечают увеличение экспорта пиломатериалов, химии, удобрений. Эти товары обычно завозят в порты по железной дороге.
В РЖД рассчитывают, что мартовские тренды сохранятся в апреле: объемы перевозки строительных грузов и угля продолжат нарастать и перекроют падение по другим грузам. Заместитель гендиректора Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД) Сергей Тугаринов прогнозирует, что в апреле погрузка возрастет еще на 1,5%.
Деловой Петербург