Когда наступит полное импортозамещение
Санкций и антисанкций оказалось недостаточно для развития отечественных производителей. Импортозамещение требует введения все новых норм регулирования. Очередная инициатива Минпромторга предполагает расширить запрет на использование импортной строительной техники. Для госзаказчиков он действует уже более года, теперь будет вводиться для господрядчиков: доля техники, произведенной в Таможенном союзе, с 2017 г. должна у них составлять 10%, к 2021 г. – 50%. Участники рынка и эксперты жалуются, что упадет качество работ
Ограничение импорта для госзакупок уже работает в легкой промышленности, производстве медтехники, машиностроении, планируется в радиоэлектронной промышленности и сфере IT. В августе Минпромторг предложил расширить список медицинских изделий, запрещенных для госзакупок, что вызвало волну критики во врачебном сообществе – многие позиции в списке невозможно качественно заместить российскими аналогами, а значит, уровень помощи в государственных клиниках резко снизится.
Вводятся ограничения по закупкам госкомпаний – правительство хочет согласовывать их планы с возможностями отечественных производителей. Предложение ввести для госкомпаний квоту на закупку инновационных продуктов или услуг тоже можно сюда отнести – ведь правительство хочет развивать таким образом отечественные инновационные бизнесы.
Можно подозревать за этими новациями какой-то лоббизм отечественных производителей. С тех пор как в российском руководстве возобладало мнение о полезности санкций, импортозамещение стало аргументом для 90% ходоков по министерским кабинетам, считает Вадим Новиков из РАНХиГС.
Из этого можно сделать вывод, что конкуренция возникает между ходоками и побеждают самые близкие.
Но это частности. Общий эффект состоит в том, что рынок не может обеспечить импортозамещения – ведь оно предполагает ухудшение качества и удорожание товара или услуги. Поэтому импортозамещение возможно только государственным принуждением. Свежая инициатива Минпромторга показательна в этом плане.
В стране кризис, компании стараются прильнуть к бюджету. Обязывая их быть российскими для получения господряда, мы решаем часть проблемы. Далее мы обязываем госкомпании закупать отечественное и, таким образом, в нашей огосударствленной экономике и при падении доходов населения практически перекрываем кислород обычному бизнесу. Коммерческие критерии (качество, цена) для менеджмента теряют смысл – главное, быть отечественным, тогда получишь подряд.
Если такая практика просуществует достаточно долго – а еще надо учитывать, что весомая доля стоимости госзаказа уходит в карман известно кому, – мы сможем достичь полного и окончательного импортозамещения, нирваны импортозамещения. Но для этого государственное принуждение должно быть безжалостным, каковым оно будет вряд ли.
Ведомости