Что ждет Таможенный союз после ВТО
Россия уже полгода существует в режиме Единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном, вскоре к Таможенному союзу присоединится и Киргизия. К концу лета страна станет полноправным членом ВТО. Интрига заключается в том, как обязательства России во Всемирной торговой организации отразятся на работе ЕЭП. Не возникнет ли каких-либо противоречий, особенно учитывая скорое вступление в организацию другого члена ТС – Казахстана? Этими вопросами уже занимается Евразийская экономическая комиссия под председательством Виктора Христенко.
Министры наднационального органа выступили на пресс-конференции, посвященной реформированию торгового и таможенного регулирования в контексте вступления России в ВТО. Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев объяснил, что в соответствии с правилами ЕЭК обязательства первой страны, присоединяющейся к ВТО, становятся частью нормативно-правовой базы всего Таможенного союза. Поэтому комиссия будет работать с учетом обязательств, принятых Россией в ВТО. ЕЭК будет работать в режиме транспарентности – проекты решений комиссии будут публиковаться на ее сайте для открытого обсуждения за 45 дней до принятия.
Сейчас комиссия работает над корректировкой таможенного тарифа. Для этого, по словам Андрея Слепнева, придется провести инвентаризацию почти 12 тыс. товарных позиций, включенных в номенклатуру, при этом проекты корректировки тарифа должны появиться уже в мае. Утвердить его могут в течение июля. Также комиссии предстоит много мелких, но важных задач – унификация и утверждение новых тарифов на грузоперевозки, квотирование мяса и молочной сыворотки. Кстати, в этой сфере Россия получила беспрецедентные условия – даже после вступления в ВТО можно будет не только не повышать квоты, но и снижать их. Также идет подготовка к принятию антидемпинговых мер. Ранее для поддержки промышленности было достаточно корректировать пошлины, однако теперь любые меры, даже разрешенные ВТО, придется обосновывать. Некоторые механизмы поддержки уже известны, например, это госзакупки, которые нормами ВТО не регулируются. Уровень государственных субсидий можно будет увеличить в 2 раза по сравнению с нынешним, главное, чтобы у страны были финансовые ресурсы, считают министры ЕЭК.
В рамках адаптации рынка к новым условиям прежде всего изменится уровень тарифной защиты, ставка которой упадет примерно на 2%. В прошлом году он составил около 10%, а со вступлением в ВТО снизится до 7,5-7,8%, сообщил Слепнев. При этом, утверждает он, это будет «способствовать усилению конкуренции и снижению цен для потребителя. А ведь этими потребителями могут быть промышленные предприятия». Кроме того, как отметил министр торговли ЕЭК, таможенный тариф был значительно повышен во время кризиса 2008–2009 года и с того времени не понижался.
«Такие меры хороши как временные или как поддержка, но «консервировать» тарифы – значит расписываться в своей неконкурентоспособности», – уверен Андрей Слепнев. «Да, это вызов для бизнеса, но это и новые возможности для него», – утверждает министр. По его словам, ранее игрой со ставкой часто злоупотребляли, что приводило к маскировке проблем промышленности вместо их решения. Комиссию беспокоит в основном снижение тарифов на подержанные автомобили и правила их утилизации, и, как сообщили министры, будут приниматься некие дополнительные меры «чтобы остановить весь этот автохлам на границе».
Как рассказал журналистам министр по вопросам технического регулирования ЕЭК Валерий Корешков, сегодня подписано 7 соглашений и 12 документов более низкого уровня, регулирующих техническую политику Таможенного союза. Основными являются Соглашение по техническим барьерам в торговле и Соглашение по фитосанитарным мерам. Определен также список из 47 первоочередных технических регламентов, 24 из них уже разработаны и приняты.
Вступление в ВТО стало катализатором процессов улучшения таможенного регулирования, считает министр ЕЭК по таможенному сотрудничеству Владимир Гошин. Печально известная российская таможня постепенно перенимает мировой опыт. Например, введен институт уполномоченного таможенного оператора. Предприятия, обладающие этим статусом, получают весьма солидные привилегии. Например, грузы априори благонадежных компаний не досматриваются, а им самим предоставляются льготы на уплату таможенных пошлин. «Таким образом, мы хотим показать, что с таможней выгодно работать честно», – объяснил Гошин.
По словам Гошина, при въезде на территорию ТС грузовая фура тратит в среднем 3 часа. Комиссия ставит задачу уменьшить это время до европейского показателя в 20-30 минут. Чтобы это воплотилось в жизнь, на границах ТС создаются «службы одного окна», где будут объединены данные всех контролирующих органов.
То же самое касается и пассажиропотока: «Наш подход заключается в том, чтобы не сам пассажир бегал по всем контрольным службам, а сами они готовили единый документ, где каждому конкретному органу нужно было бы вписать лишь свою часть информации».
Внутри страны при оформлении экспортных и импортных грузов упор делается на систему электронного декларирования. В идеале общение предприятий и таможни должно происходить исключительно в электронном виде, и, по словам Владимира Гошина, ЕЭК постарается достичь этого результата «в течение ближайших лет».
Анастасия Казимирко-Кириллова
«ТПП-Информ»