Участников ВЭД разделят на "добросовестных" и "недобросовестных"
Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов вчера подтвердил намерение в 2007 году развивать нормы Таможенного кодекса, которые предусматривают преференции добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности. Впрочем, первым кандидатом на такие преференции, в том числе на упрощенный режим прохождения таможенной очистки, в ФТС видят подведомственное унитарное предприятие -- ФГУП РОСТЭК. На базе него может начать строиться частно-государственное партнерство в области реформирования околотаможенной сферы.Глава ФТС Андрей Бельянинов, выступая вчера на конференции "Таможенная реформа", заявил, что считает продуктивным разделение нынешних участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которых в России сейчас порядка 50 тыс., на "добросовестных" и "недобросовестных". Дифференциация, которую ФТС намерен продолжать, будет зависеть от степени законопослушности участников ВЭД. Одним из центральных пунктов реформы, описанной в Концепции развития таможенных органов России, "осуществление таможенного контроля в короткие сроки и с максимальной эффективностью".
Идеи ФТС, высказанные главой службы, близки к идеям ФСФР, уже заложившей в концепцию развития рынка ценных бумаг институт "квалифицированных участников". Но, по словам господина Бельянинова, для реализации такой программы "таможенники должны быть обеспечены приемлемыми условиями для нормальной работы и применять современные технологии для контроля". Государственных средств на решение этих вопросов не хватает. По словам главы ФТС, "для бизнеса открывается широкий спектр возможностей для участия в решении этой задачи". Так, большой потенциал есть в развитии государственно-частного партнерства (ГЧП): государство все равно не может сразу реализовать все инфраструктурные проекты из-за их высокой затратности, а бизнесу выгодны опять же быстрые сроки. Гендиректор ФГУП РОСТЭК Александр Повстяный согласен, что "использование концепции ГЧП является характерной чертой сегодняшнего развития таможенных органов". В качестве первого кандидата на развитие такого партнерства Андрей Бельянинов как раз и видит ФГУП РОСТЭК.
Пока неизвестно, как именно будет частно-государственное партнерство на базе РОСТЭКа совмещаться с идеей "квалифицированных участников ВЭД": делиться подробностями господин Бельянинов не стал. Его первый заместитель Сергей Шохин также не прояснил ситуацию, но добавил, что составлять "черные" и "белые" списки таможенных брокеров и других участников ВЭД, допущенных к системе, ФТС не планирует. Старший менеджер по вопросам таможенного регулирования Ernst&Young Галина Донцова напомнила, что статьи 67-68 Таможенного кодекса уже предусматривают специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, например, выпуск ввозимых товаров до подачи таможенной декларации. Даны также условия для компаний, претендующих на упрощенный порядок, три года деятельности без нарушений и ведение коммерческой документации особым способом.
По сложившейся практике, ФТС ведет несколько реестров лояльных участников ВЭД: по таможенным брокерам, по складам временного хранения (СВХ), по банкам, наделенным правом выступать гарантами. Однако, в связи с желанием России гармонизировать свое законодательство с европейским, понадобится введение других мер: предварительное информирование о поставке и создание института уполномоченного грузополучателя (УГ). УГ -- компании, которые будут вправе проходить по "зеленому коридору" и везти груз сразу на СВХ. В этой ситуации исключена одна из самых затратных таможенных процедур -- досмотр груза. Упор при введении такого порядка в отношении поставок будет сделан на постаудит: достоверность декларирования таможенники будут вправе проверять в течение трех лет.
Отметим, в ситуации продолжающегося роста товарооборота (в 2006 году товарооборот России со странами ЕС вырос на 29%, в 2007 году по итогам девяти месяцев -- на 20%) таможенные брокеры и другие участники этого рынка, вероятно, пойдут и на сотрудничество с РОСТЭК, и на любые формы ГЧП, которые будут снижать стоимость логистических схем для импорта. Однако, предупредил Андрей Бельянинов, эффективность применения новых таможенных технологий будет зависеть не только от налаженной инфраструктуры, но и того, насколько ФТС будет способна создать систему отбора квалифицированных участников, снижающих для таможни риски.
"Должны быть те, кому мы можем доверять и применять к ним упрощенные процедуры таможенного оформления",-- пояснил господин Бельянинов. При этом пока неизвестно, в какой степени ФТС готова дистанцировать РОСТЭК от бизнеса по таможенному оформлению импорта: сейчас ФГУП является скорее конкурентом, нежели партнером компаний в околотаможенном бизнесе.
Арина Ъ-Шарипова