Таможенные посты получат пароли
Федеральная таможенная служба (ФТС) сможет в режиме онлайн получать информацию о правообладателях, содержащуюся в реестре Роспатента. В ФТС надеются, что это позволит сократить долю "серого" импорта, которая сейчас составляет порядка 30% от общего количества ввозимых товаровУчастники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) убеждены, что такое сотрудничество хотя и упростит таможенное оформление для добросовестных компаний, но вряд ли снизит объем ввоза нелегальной продукции.
Соглашение, подписанное 30 июля между ФТС и Роспатентом, предоставляет право доступа к информационной базе Роспатента в режиме онлайн всем таможенным постам. Пока пароли к базам есть только у региональных таможенных управлений и у отдела ФТС по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, рассказал замруководителя отдела Олег Ашурков. До конца года их получат все таможенные посты. По его словам, соглашение нужно для того, чтобы таможенники могли выявлять и пресекать ввоз в страну товаров теми участникам ВЭД, которые, приобретя продукцию на рынках развивающихся стран, не заключали никаких договоров с правообладателями.
Однако эксперты сомневаются, что таким образом у ФТС получится уменьшить долю нелегальной продукции на российском рынке. "ФТС имеет право приостановить таможенное оформление только в отношении продукции с товарными знаками, включенными в реестр интеллектуальной собственности, который ведется ФТС",рассказывает генеральный директор таможенного холдинга "Группа "Тарго"" Татьяна Круглова.
"Поэтому информация, которая будет теперь доступна таможне, фактически бесполезна: по "реестровым" случаям у ФТС и так имеются данные. За рамками этих случаев таможня ничего сделать не может, разве что сообщить в МВД о признаках импорта контрафактной продукции",— убеждена Круглова.
Впрочем, добросовестным участникам ВЭД соглашение пойдет на пользу. С его помощью можно будет ускорить процесс принятия решения как о том, обладает ли перевозимый товар признаками контрафактности, так и о приостановлении выпуска продукции, считает руководитель таможенной практики компании DLA Piper Вильгельмина Шавшина. "Согласно нормам Таможенного кодекса, срок приостановки выпуска товара на основании подозрения в контрафактности не может быть более 10–20 дней (по заявлению правообладателя). Но каждый день простоя на таможне— это деньги участника ВЭД",— отмечает Шавшина.
Однако ценность соглашения не только в этом. Оно расширяет полномочия ФТС по контролю таможенной стоимости товара, содержащего объекты интеллектуальной собственности, отмечает Шавшина. Впрочем, некоторые правообладатели заинтересованы не в уменьшении доли нелегальной продукции, а в снижении налоговой нагрузки за счет занижения таможенной стоимости, говорит Круглова. "Для этого используются "свои" импортеры, в том числе и "однодневки", которые, ссылаясь на то, что товары произведены в развивающихся странах, заявляют заниженную стоимость товаров и представляют в таможню "липовые" контракты. В этой ситуации информация из Роспатента может пригодиться",— добавляет Круглова.
"Business & FM"