Чиновники не поделили жилы и мясо. Эта война приносит импортерам одни убытки
Как стало известно Ъ, в холодильниках петербургского порта уже месяц лежит около 45 тыс. тонн мяса, подготовленного для отправки в другие регионы. Импортеры не могут распоряжаться своим товаром из-за чиновников Управления ветеринарии и Россельхознадзора. Каждое ведомство настаивает на легитимности лишь своих справок: управление препятствует прохождению груза с документами Россельхознадзора и наоборот. Из-за этого городские импортеры потеряли в сентябре текущего год около $25-40 млн и готовятся подать на чиновников в суд.Суть конфликта между импортерами и двумя ведомствами заключается в порядке оформления бумаг, необходимых для вывоза сырья для промпереработки в другие регионы. Дело в том, что для поставок мяса в пределах Петербурга необходима только ветеринарная справка формы №4 из городского Управления ветеринарии. А для того чтобы отправить сырье на переработку в регионы, местное отделение Федеральной службы Россельхознадзора должно выдать еще один документ -- форму №2 на основании справки формы №4. "С первых чисел сентября Управление ветеринарии на основании внутренних инструкций отказывается выдавать справку установленного образца, без которой невозможно оформление документов в Россельхознадзоре", -- рассказала Ирина Елизарова, начальник ветеринарного отдела компании-импортера "Оргхимэкология".
В результате сложившейся ситуации импортеры не только теряют контракты на поставку мяса в регионы, но и вынуждены тратить значительные средства на аренду портовых холодильных мощностей, где в настоящее время хранится груз. Так, простой обычного контейнера обходится в среднем в $200-250 в сутки. Учитывая, что через морские ворота Петербурга проходит около 80% всего импортируемого в страну мяса, городские компании терпят огромные убытки. "По нашим подсчетам, сегодня на территории складов скопилось около 30 процентов от ежемесячного объема грузов, которые пропускает порт", -- отмечают в корпорации "Стерх". По оценкам экспертов, в порту находится около 40-45 тыс. тонн мяса, предназначенного для переработки. В целом за прошедший месяц сорванные контракты на поставку сырья и вынужденная аренда холодильных мощностей нанесли компаниям-импортерам ущерб в размере около $25-40 млн.
В Управлении ветеринарии от официальных комментариев отказались. Впрочем, в распоряжение Ъ есть копия письма с разъяснениями позиции ведомства. Из документа следует, что для транспортировки мяса в регионы импортерам достаточно иметь только одну справку формы №4 и никаких бумаг в Россельхознадзоре оформлять не требуется. Между тем госпожа Елизарова утверждает, что грузы с таким документом неоднократно задерживались в других регионах без справки формы №2 из Россельхознадзора. При этом руководство местного Управления Россельхознадзора предпочитает не комментировать ситуацию.
В компаниях-импортерах утверждают, что не раз обращались в обе структуры с просьбой покончить наконец с неразберихой, из-за которой в порту стоит сырье, а компании терпят убытки. "Мы уже написали несколько писем московскому руководству Россельхознадзора, обращались и к руководству Управления ветеринарии с просьбой решить конфликт, который уже месяц мешает нам работать. Однако все наши просьбы пока что остаются безрезультатными", -- сетует исполнительный директор ООО "Газрезерв" Константин Булин. А представители ТД "Оргхимэкология" готовятся обратиться с иском в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области.
В неофициальных беседах, участники рынка утверждают, будто причина неразберихи заключается в том, что договориться между собой никак не могут два конкретных человека: глава местного Управления ветеринарии Юрий Андреев и заместитель главы Федеральной службы Россельхознадзора Евгений Непоклонов. "Так что пока вывезти сырье на переработку за пределы города можно только с помощью личных договоренностей", -- заявил Ъ владелец одной из компаний-импортеров. По словам представителей компании, за время конфликта двух ведомств они потеряли несколько миллионов долларов и теперь собираются взыскать эти деньги с чиновников.
Ъ будет следить за развитием событий.
Коммерсант