Андрея Бельянинова оставили с прежними полномочиями
Вчера правительство одобрило новое положение о Федеральной таможенной службе (ФТС). Ее главе Андрею Бельянинову пока не удалось реализовать грандиозные планы по превращению ФТС если не в министерство внешней торговли, то хотя бы в расширенный государственный таможенный комитет. В документ, определяющий правовые основы работы ведомства, вносятся всего лишь технические изменения. Тогда как главный таможенник просил гораздо большего.
Напомним, что в мае ФТС была передана из ведения Минэкономразвития в прямое подчинение премьеру. Одновременно поменялся и руководитель службы - вместо Александра Жерихова был назначен известный по "Рособоронэкспорту" и службе в советской резидентуре в ГДР Андрей Бельянинов. Переподчинение ФТС и назначение бывшего сослуживца президента Владимира Путина стало, по официальной версии, одним из этапов антикоррупционной кампании. А то, что мздоимство на российской границе распространяется так же быстро, как передавалась чума в средневековых городах, - неоспоримо. Буквально за несколько месяцев до отставки Жерихова Михаил Фрадков посещал расширенную коллегию ФТС. И тогда с помощью электронных баз данных глава МЭРТ Герман Греф на глазах у изумленных чиновников и журналистов нашел декларацию мобильных телефонов Vertu, в которых стоимость элитных трубок едва достигала 300 долларов. На рынке они, как известно, продаются не менее чем в 10 раз дороже.
Логично, что главная задача, поставленная перед Бельяниновым, - если не побороть, то хотя бы сократить зашкаливающий уровень коррупции. Методы он уже, кстати, публично предложил. "Люди, зарабатывающие 42% российского бюджета, не могут получать 9000 рублей в месяц, их зарплата должна составлять около 1000 долларов", - сказал он.
По сведениям "Газеты", таможенный чиновник активно отстаивал в Минфине и в аппарате правительства идею увеличения численности своего ведомства на 4-5 тысяч человек. Эти люди Бельянинову необходимы для открытия новых таможенных постов на наиболее проблемных участках границы. "Например, на российско-китайской, где, по большому счету, таможенный пост нужно поставить на каждой тропинке", - пояснил "Газете" источник в российском кабинете министров. По его мнению, расходы на содержание новых постов и оборудование их новой техникой с лихвой окупятся за счет легализации огромных партий товаров, попадающих в Россию из Поднебесной без участия государства. Не случайно данные КНР по двустороннему товарообороту в разы отличаются от российской таможенной статистики.
Увеличение численности штата и расстановка таможенников на каждом километре российско-китайской границы - не единственная идея Бельянинова. Он также отстаивал идею передачи ФТС функций по управлению пунктами пропуска на границе. Возможно, обсуждение этой темы и привело к затягиванию вопроса с созданием отдельного федерального агентства по управлению пунктами пропуска. Минэкономразвития обещало внести соответствующий проект указа президента до конца мая и подчинить агентство себе.
Впрочем, чаяниям Бельянинова пока не суждено реализоваться.
Положение, которое вчера одобрило правительство, не предполагает ни увеличения штата ведомства, ни передачи ему новых функций, в том числе и по выработке государственной политики в сфере внешней торговли. Однако сдаваться главный таможенник не намерен: пока число сотрудников службы окончательно не определено (точной цифры нет и в принятом положении). Штатное расписание, равно как и объем финансирования ФТС, станут известны, вероятно, после принятия бюджета на 2007 год в ходе непростых переговоров с Министерством финансов и премьером.
Источник: Газета