Двухтаможенная система. ФТС национализирует склады временного хранения
Вчера на заседании правительства было одобрено положение о Федеральной таможенной службе. Этим документом таможенная служба не только получает исключительные права по выработке госполитики в таможенной сфере, но и выводится из-под административной реформы. Впервые в федеральном органе власти один из заместителей руководителя – в случае ФТС это генерал-лейтенант таможенной службы Игорь Завражнов, курирующий оперативно-розыскную работу ФТС,– не будет подчиняться своему непосредственному начальнику Андрею Бельянинову и будет иметь право его контролировать.Первый среди равных
Документ получился беспрецедентным – впервые один из заместителей руководителя федерального ведомства формально не обязан подчиняться своему непосредственному начальнику. В разделе об организации деятельности ФТС указывается что, "заместитель руководителя ФТС, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений." По положению как руководитель ФТС, так и его заместители назначаются правительством. Руководитель ФТС имеет право распределять обязанности между своими замами, но зам по оперативно-розыскной работе поставлен в исключительное положение – отчитываться по ряду вопросов он будет только перед премьером.
В июне этого года после серии отставок руководящих сотрудников ФТС функции оперативно-розыскной деятельности перешли от отставленного с поста заместителя руководителя ФТС Николая Волобуева назначенному в мае 2006 года на должность заместителя руководителя ФТС генерал-майору Игорю Завражнову. Уже в июне этого года господину Завражнову по указу президента Владимира Путина были вручены новые погоны – генерал-лейтенанта таможенной службы.
Игорь Завражнов считается специалистом по внутренней безопасности. До прихода в 1997 году в таможню он занимал руководящие посты в органах государственной безопасности и налоговой полиции Петербурга. В таможне генерал Завражнов также начал свою карьеру с должности начальника службы собственной безопасности Северо-Западного таможенного управления. В 2004 году он возглавил управление собственной безопасности ФТС и на этой должности, по данным Ъ, был одним из организаторов крупномасштабного дела по расследованию коррупции в ФТС, связанной с растаможиванием бытовой электроники, которое и привело к отставкам команды прежнего руководителя таможенной службы Александра Жерихова.
Вчера правительство освободило генерал-лейтенанта Завражнова от обязанности отчитываться перед руководителем таможенной службы Андреем Бельяниновым. По положению о ФТС господин Завражнов станет подконтролен господину Бельянинову только в вопросах "финансово-хозяйственной деятельности". Источник Ъ в правительстве такое решение объяснил просто: "Создана китайская стена между руководителем ФТС и его замом, чтобы руководящие работники таможни, а то и сам руководитель не смогли повлиять на человека, который будет их контролировать". Интересно, что на заседании правительства Андрей Бельянинов не возражал против фактического введения двоевластия в таможне. Не был он против и того, чтобы одному из его замов было официально поручено следить за чистотой руководителя ФТС. Члены правительства также одобрили положение о ФТС как должное. По данным Ъ, все возражения были отвергнуты еще на заседании комиссии по административной реформе в июне – против такого распределения обязанностей возражало Минэкономразвития. Окончательное решение было принято руководителем аппарата правительства Сергеем Нарышкиным.
Старый среди новых
Наделением исключительных полномочий одного из замов руководителя ФТС правительство не ограничилось. Впервые правительство формально отступилось от основных принципов административной реформы 2004 года, которая предписывала разграничить нормативные, контрольные и правоприменительные функции ведомств. С 2004 года "выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование таможенного дела" были переданы в Минэкономразвития. Вчера правительство решило вернуть это право ФТС. Одновременно у ведомства Германа Грефа была отобрана и функция выработки правил и контроля за взиманием акцизов на импортный алкоголь.
Кроме того, в положение вписан пункт, позволяющий ФТС начать национализацию таможенной инфраструктуры. Напомним, что несколько недель назад Андрей Бельянинов объявил, что уже вскоре многим владельцам складов временного хранения (СВХ) будут сделаны предложения – принять государство в акционеры с блокирующим пакетом (25% плюс одна акция) либо продать их таможне. Речь идет о складах, которые "не впишутся в систему оптимизации работы службы". Под оптимизацией в ФТС понимают приближение складов к границе, в частности, их выведение из перенасыщенного таможенной инфраструктурой Московского региона. По данным ФТС, государству принадлежит лишь 10% из 850 действующих СВХ. Для реализации этих намерений в положение вписано право ФТС принимать нормативные акты, устанавливающие требования к месторасположению СВХ.
ФТС стало первым "несиловым" ведомством в составе правительства, начавшим эволюцию в сторону восстановления старой схемы работы правительства. Возможно, за ними последуют и другие структуры правительства – так, большая часть аргументов, используемых при такой перестройке ФТС, вполне применима и к Федеральной налоговой службе.
Коммерсантъ