ФТС отстояла границу
Министру экономического развития и торговли Герману Грефу не удалось отстоять право на контроль за развитием и управлением приграничной инфраструктурой. Правительство решило переадресовывать эти функции Федеральной таможенной службе (ФТС), которая с мая этого года напрямую подчиняется кабинету министров. Таким образом, МЭРТ лишилось последней возможности влиять на таможенный бизнес, окончательно уступив это монопольное право ФТС.Как уже сообщал "Бизнес" 14 и 25 апреля, сигналом к активным действиям по управлению и модернизации приграничной инфраструктуры послужило резкое заявление президента Владимира Путина, потребовавшего навести порядок на приграничных пунктах, где, по его оценкам, уровень взаимодействия бизнеса и таможенников достиг "экономического экстаза". Президент потребовал вернуть в собственность государства все пункты пропуска на государственной границе.
Первым рычаги влияния на весь околотаможенный бизнес попытался перехватить Герман Греф, предложивший создать специальное федеральное агентство по управлению таможенной инфраструктурой, разумеется, подчиненное МЭРТ.
Причем в качестве одного из вариантов рассматривалась возможность создания такой структуры на базе патронируемого Федеральной таможенной службой ФГУП "Ростэк", занимающегося эксплуатацией и техническим обслуживанием объектов таможенной инфраструктуры в зоне деятельности семи региональных таможенных управлений, 80 таможен.
Однако после того как в мае ФТС была выведена из подчинения Минэкономразвития и передана в ведение правительства, последней возможностью сохранить контроль над приграничной таможенной инфраструктурой для МЭРТ стало создание именно самостоятельного федерального агентства, напрямую подчиненного Минэкономразвития. Все эти предложения МЭРТ сформировало и направило в правительство. Но, как сообщил в конце прошлой недели "Интерфакс" со ссылкой на высокопоставленного чиновника из Белого дома, МЭРТ получило категорический отказ на свои предложения. По данным "Интерфакса", правительство решило не создавать новое агентство,а выделить функции по управлению приграничной инфраструктурой, которые сейчас выполняет "Ростэк", в отдельное ФГУП. При этом у самого "Ростэка" останется деятельность, связанная с оказанием услуг участникам внешнеэкономической деятельности. Фактически это означает, что ФТС сохранила контроль не только над внешнеэкономической деятельностью, но и над управлением и модернизацией приграничной таможенной инфраструктуры.
Впрочем, подобный вариант развития событий выглядит не самым пессимистичным и для участников ВЭД. ""Ростэк" был страшен участникам ВЭД, потому что затягивал прохождение грузов на границе,- утверждает представитель крупной столичной логистической компании.- Импортеры предпочитали заранее переплачивать и везти груз в обход "Ростэка"".
По мнению экспертов, если бы федеральное агентство было создано на базе "Ростэка", а само ФГУП сохранило бы при этом коммерческие функции (брокерские и складские услуги.- "Бизнес"), то участники таможенного бизнеса получили бы в конкуренты монополиста, который мог бы диктовать им свои условия.
Бизнес