|
Акциз при импорте из СНГ
Акциз при импорте из СНГ
Как изменится с 1 июля 2001 года порядок зачета сумм акциза при импорте товаров из государств СНГ?
Напомним, в марте 1996 г. было установлено, что сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения. Указанный порядок продолжает действовать и в настоящее время.
Но в соответствии со ст. 13 ФЗ от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ после 1 июля 2001 г. он утрачивает силу в связи с тем, что косвенные налоги (в том числе акциз) в отношениях со странами СНГ будут взиматься по принципу страны назначения товара.
В связи с отсутствием многостороннего механизма зачета акциза в рамках СНГ ГТК и МНС России могли принять лишь рамочный документ по данному вопросу, определяющий основные принципы и механизмы проведения зачета, - речь идет об их совместном Приказе от 12 февраля 2001 г. N 149/БГ-3-03/34 "Об утверждении Порядка уменьшения суммы акциза при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников СНГ" (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2001 г. N 2591).
При согласовании данного Порядка с уполномоченными органами государств СНГ могут быть установлены особенности его использования применительно к соответствующей стране.
Основные положения Порядка проведения зачета акциза сводятся к следующему:
- Зачет производится таможенными (но не налоговыми) органами, осуществляющими таможенное оформление подакцизных товаров.
- Зачету подлежит фактически уплаченная в государстве СНГ сумма акциза, но не превышающая величины акциза на данный товар, исчисленного по действующим в России ставкам.
- Поскольку сумма подлежащего уплате акциза в государствах СНГ указывается в национальной валюте соответствующей страны, а величина акциза, подлежащего уплате при таможенном оформлении в России, определяется в российских рублях, возникает проблема приведения их к сопоставимому виду. Данная проблема решается следующим образом: сумма акциза, уплаченная в бюджет государства - участника СНГ, пересчитывается в валюту Российской Федерации (то есть рубли) по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на день принятия ГТД.
- Возможны два варианта проведения зачета: непосредственно при таможенном оформлении или в более поздние сроки.
Во втором варианте при таможенном оформлении акциз должен уплачиваться в полном объеме, а в дальнейшем будет действовать механизм, предусмотренный законодательством РФ в отношении излишне уплаченных (но не излишне взысканных) таможенных платежей.
Как известно, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что срок подачи заявления на возврат денежных средств составляет 3 года со дня уплаты.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что механизм зачета действует в отношении товаров, предъявленных к таможенному оформлению до 1 июля 2001 года. Таким образом, рассматриваемые вопросы на практике могут возникать вплоть до июля 2004 года.
- Положительным моментом рассматриваемого Порядка зачета акциза является определение четких сроков проведения конкретных мероприятий со стороны таможенных органов.
Сроки проведения зачета акциза, установленные для таможенных органов
1. Рассмотрение таможенным органом заявления импортера о проведении зачета - не более 5 дней с даты регистрации заявления таможенным органом
2. Информирование импортера о принятом решении - не позднее 2 недель с даты регистрации заявления таможенным органом
3. Представление отчета о проведенных зачетах акциза в ГТК России и в налоговый орган МНС России по месту учета импортера - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным
Экономика и жизнь
|
К оглавлению
| |
|